Скорость света.

Скорость - известное каждому человеку слово которым мы измеряем пройденное расстояние за определённое время. Это простое казалось бы понятие прочно вошло в наш мир который, кажется, завертелся ещё быстрее в ворохе глобализации и мировой экономики. Самолёты и поезда связали отдалённые города и континенты, позволяя преодолевать немыслимые расстояния в считанные часы. Сотни, а то и тысячи километров для современного человека перестали быть непреодолимой преградой и риском для жизни, вторая же половина 20 века вообще сломала последний существенный рубеж - космическое пространство, выведя человека за пределы земной атмосферы с помощью мощных ракет. 16 июля 1969 года, американская ракета Сатурн 5 впервые отправила людей на естественный спутник Земли - Луну. Развив немыслимую скорость в 40 000 км в час, невероятную для человеческого понимания ещё за несколько десятков лет до этого знаменательного события, земная ракета уже на 4 день доставила земных астронавтов почти за 400 000 км от родного дома. Однако что такое 40 000 км в час? Чтобы понять эту огромную величину, достаточно представить, что расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга на такой ракете можно преодолеть чуть более чем за минуту, а облететь всю планету по экватору примерно за час. Самые мощные ракеты современности примерно на 50% быстрее своего далёкого предка из 60-х годов и могут за секунду преодолевать более 16 км, однако в масштабах Вселенной и космоса все наши даже самые дерзкие и смелые открытия в двигателях сравнимы разве что с черепашьи шагом. Однако, если даже самая быстрая ракета землян сравнима с неторопливой черепахой в масштабе которые развивают скорости во Вселенной, какая же скорость самая большая во Вселенной?

Современная физика легко ответит на этот вопрос, ведь нет ничего быстрее света в окружающем нас мироздании. Невероятную быстроту которую развивает свет косвенно можно увидеть повсюду любому из живущих на Земле людей, буквально в бытовых предметах всех нас окружающих. Свет в лампе включается мгновенно для человеческого зрения, молнию видно задолго до ощущения грохота грома, ведь свет быстрее звука более чем в 800 000 раз! Первым абсолютность этой величины доказал великий Эйнштейн в своей теории относительности. Так, даже самая большая скорость достигнутая человеком и его космическими аппаратами почти в 18000 раз меньше этой огромной скорости. То на что Сатурну 5 понадобилось долгих 4 дня, свет сделает чуть более чем за 1 секунду! Скорость света в секунду равна почти 300 000 км в вакууме - невероятно много, однако даже она не бесконечна в сравнении с огромными расстояниями в космосе. Так, свету или любым другим радиоволнам требуется почти 8 минут чтобы достигнуть от Солнца до Земли. Если Солнце погаснет каким-то образом, жители Земли ещё 500 секунд не будут знать об этом событии. Ещё более впечатляюще это ограничение видно при связи с отдалёнными космическими аппаратами. Так радиоволны от Земли до зонда Вояджер - самой отдалённой КА улетевшей почти 50 лет назад, идут более 29 часов. Эта константа в законах мироздания накладывает свои ограничения на исследования и путешествия в космосе, однако именно этот эффект конечности который имеет скорость распространения света позволяет совершать невероятные вещи, которые с бесконечным значением этого явления были бы не возможны.

Почему принцип скорости света это конечность и максимальность во Вселенной? Ответ на этот вопрос может дать общая теория относительности, которая считает эту величину константой, т.е. неизменной и максимальной в определённой среде. Простыми словами определение скорости света можно объяснитьтем, что двигаться со 100% скоростью света в привычном понимании не возможно, это может делать только энергия. Человеческая ракета, будь она разогнана до огромных скоростей, приближаясь к световому барьеру будет увеличивать свою массу и требовать всё больше энергии для ускорения. В конечном итоге, на скорости равной 300 000 км в секунду в вакууме, такой объект разрушится на атомы и превратится в энергию, а масса и ускорение уравновесят друг-друга сделав дальнейший набор скорости бессмысленным и невозможным. Именно растущая масса та сила которая со временем нивелирует силы ускорения объекта, потому преодолеть световой барьер и набрать скорость больше скорости света не возможно. Это ограничение делает крайне сложными межзвёздные и межгалактические перелёты в классическом понимании физики из-за огромных расстояний царящих в космосе. Так, даже свету требуется более 4 лет чтобы достигнуть расстояние на котором расположена ближайшая к Солнцу звезда - Проксима Центавра. Чтобы совершить путешествие от одного края Галактики до другого, даже с ускорением которое разгонит вас до величин которые имеет максимальная скорость во Вселенной, понадобится более 100 000 лет. До ближайшей большой галактики - М31 Туманность Андромеды, свет будет лететь более 2,5 миллионов лет - невероятные цифры по сравнению с человеческой жизнью. Однако благодаря таким ограничениям, человечество в буквальном смысле имеет на ночном небе настоящую машину времени.

Из-за предельности которая имеет самая большая величина скорости Вселенной, мы видим отдалённые объекты космоса такими какими они были в прошлом. Наша Луна видится нам такой, какой она была 1.3 секунды назад, Солнце мы видим таким каким оно было 8 минут назад. Свет от красного сверхгиганта Бетельгейзе шёл до Земли долгих 500 лет, а значит перед нами картина того, какой была эта звезда более половины тысячелетия назад. Далёкие галактики из-за огромных расстояний от нашего общего дома, предстают перед нами в образе того как выглядели эти объекты миллионы и миллиарды лет назад. Проникая во всё более дальние глубины мироздания, человек смог сделать невероятное - приблизиться к моменту творения Вселенной за 300 000 лет от её рождения, когда первобытную темноту впервые озарил свет древних звёзд. Это открытие помогло найти ответы на фундаментальные, давно волнующие вопросы человечества - как появилась Вселенная, каков её возраст и главное какая судьба её ждёт в будущем. Этот документальный фильм из цикла Вселенная подробнее расскажет об этом удивительном свойстве мироздания. Также в этом фильме мы попробуем узнать можно ли обмануть константу теории относительности и совершать путешествия быстрее скорости света.

Категория: Космос | Просмотров: 993 | Рейтинг: 5.0/5 от 1 чел.|