Что - то тут напишем хорошего про наш сайт ^_^ Ну или рекламку поставим... :)
 
Документальные фильмы онлайн

Doc films online

Вы сейчас здесь: Главная / Архив материалов / Техника / #508



Чудеса инженерии - Ледоколы

Неимоверные природные богатства Арктики влекли человека с давних времён. Огромные запасы нефти, газа, золота, угля и редкоземельных металлов рождали в умах человечества желание как можно скорее получить все эти сокровища у матушки природы. Однако общая суровость и недоступность этих мест с неимоверными морозами в -50 градусов, общая удалённостью и неприступность большую часть года из-за безжалостных снежных буранов, непроходимого пакового льда и шквальных ветров делали такие желания до поры до времени неосуществимыми. Сегодня добыча полезных ископаемых в Арктике идёт полным ходом, нефтяные платформы Арктики расположены далеко на шельфе, а месторождения золота, газа и угля на побережье развиваются и обрастают рабочими посёлками и городами, внося свою лепту в развитие мировой экономики. Человек сумел покорить суровую арктическую природу, отчасти благодаря таким ледоколам как российский танкер ледового класса Тимофей Гуженко который превосходит все современные ледоколы России и мира и является крупнейшим кораблём в своём классе.

Построенное в Финляндии в 2009 году, судно Тимофей Гуженко является самым большим кораблём во флоте компании Совкомфлот. Имея водоизмещение почти в 95 тысяч тонн, этот танкер совмещающий функции ледокола крупнейшее судно используемое в Арктике. Совмещая в себе две функции - нефтеналивного танкера и ледокола, Тимофей Гуженко Совкомфлота без труда может обслуживать самые отдалённые буровые платформы в Арктике, которые недоступны другим кораблям большую часть года из-за толстых паковых льдов, торосов и штормового ветра. Заходя в порт Варандей, крупнейший танкер компании Совкомфлот готов выгрузить до 50000 тонн нефти, которая была добыта до этого российским нефтяниками на шельфе и без помощи которую оказывает это судно просто не дошла бы до потребителя. Огромная мощь этого чуда современного кораблестроения поражает воображение, имея в длину 257 метров этот гигант превосходит другие суда России. Невероятную стоимость в 150 миллионов долларов полностью оправдывает функциональность данного проекта - он бесспорный властелин ледовой стихии. Кажется нет на планете льда, который этот железный титан не смог бы преодолеть.

Однако такие характеристики возникли не на пустом месте, четыре прорыва в машиностроении реализованные на кораблях прошлого, сделали возможным постройку такого корабля как флагман Совкомфлота в наши дни. Без них, самый крупный танкер Арктики вряд ли когда-либо был бы построен и арктические месторождения нефти и газа остались бы недоступными для человечества и по сей день. Что же это за инновации и почему они так важны в постройке столь огромного корабля арктического класса? Этот фильм подробнее расскажет нам об этом. Так мы узнаем как усовершенствования и самые смелые идеи человечества двигали прогресс. Почему и как появились первые ледоколы, как и почему атомный двигатель появился на кораблях, а также что такое азиподы и как они помогают современному кораблю бороться со льдом подобно гигантской мясорубке.

Но какая страна первой начала использовать ледоколы? Сама идея корабля, которому бы был не страшен лёд не нова и родилась в конце 19 века в крупнейшем порту Германии и втором по величине в Европе - Гамбурге. Находясь на севере Европы в устье реки Эльба, немецкий порт Гамбург испытывает влияние холодных воздушных масс каждую зиму. Несмотря на мягкий климат западной Европы, лёд часто становится причиной закрытия навигации в зимнее время года. Особенно холодная зима 1871 года закрыла главный немецкий порт почти на 2 месяца. 53 долгих дня гамбургский порт был недоступен из-за прочного льда которым схватились берега реки Эльба. Несмотря на титанические усилии работников порта по расчистке акватории вручную, проделывание каналов, широкие полыньи очень скоро снова сковывал лёд и мороз. Нужно было срочно придумать какое-то решение, ведь в закрытом порту без денег сидели тысячи людей.

И такое решение придумал немецкий инженер Карл-Фердинанд Штайнхаус назвав своё детище просто и лаконично. Название первого ледокола в мире - ледокол N#1 в полной мере отражает его главную задачу расчищать и колоть лёд. Идея Штайнхауса была в корне проста и в тоже время гениальна, современные суда имеют острый нос, который предназначен для того чтобы разрезать словно нож морскую воду с наименьшим сопротивлением. Немецкий инженер предвидя изобретение ледокола, предложил оснастить первый в мире ледокол носом похожим на ложку. Используя силу своих двигателей, такой корабль не врезался бы острым носом в ледовое поле, а наползал бы на него сверху, круша и ломая лёд вокруг себя с помощью своего веса - вот главное отличие этого корабля от другого типа судов. Идея Штайнхауса так пришлась по душе властям города, что уже через год это судно построили и испытали, через несколько лет гамбургский порт обслуживало уже несколько таких кораблей, благодаря им навигация в порту Гамбурга не останавливалась ни на один день.

Однако решение Штайнхауса подходило только для рек и прибрежной зоны морей. Для освоения отдалённых районов Арктики нужно было что-то посерьёзнее. Найдя крупные залежи угля и вообще взявшись за освоение северных районов Сибири, островов и побережья Северного Ледовитого океана, СССР столкнулся с одной проблемой - как снабжать работающих там людей и вывозить грузы. Вечная мерзлота не позволяла наладить в Арктике сколько-нибудь нормальных дорог, большинство грузов и снабжения проводилось во время летней навигации по северному морскому пути. Остальные 10 месяцев полярные районы крайнего севера и вся Арктика были недоступны из-за сковывания морских путей льдами толщиной в 2-3 метра. Современные ледоколы 50-х годов без труда преодолевали лёд такой толщины, однако топки котлов таких кораблей нуждались в угле или мазуте который нужно было где-то пополнять, ближайший же крупный порт вроде Мурманска или Архангельска находился слишком далеко.

Однако 20 век иногда называют веком атомной энергии, особенно это чувствовалось в 50-е года, когда человечество переживало эйфорию от нового открытия и старалось поставить атомный реактор практически во всё что движется, еще не подозревая всех опасностей которые таит атомный век и как казалось такой мирный атом. Именно так решил поступить и советский академик Александров, который предложил поставить небольшой атомный реактор на первый советский ледокол с ядерной установкой. Идея Александрова была проста по своей сути - 270 трубок с 800 кг урана нагревали бы воду в реакторе до 300 градусов по Цельсию, перегретая вода подавалась бы на турбину, которая под действием пара вращала бы винт корабля. Так родился на свет Ленин. Спущенный на воду в 1959 г и имея водоизмещение в 16 тысяч тонн, корабль с атомным сердцем - Ленин мог пройти без пополнения топлива более 100 000 км или работать в привычном для советских ледоколов режиме - 4 года без дозаправки своих реакторов в 32 мВт новым топливом.

Новый проект не зависел от топлива, однако что Ленин, что корабль Штайнхауса, были по-сути утилитарными кораблями, основная задача которых была в проводе других судов, а не доставке грузов. Американцы, открыв богатые залежи нефти на Аляске, захотели создать универсальный корабль по типу современного танкера арктического класса. В роли испытуемого выступил танкер Манхеттен. Построенный в 1962 году, этот корабль был вполне современным для своего времени, однако американские конструкторы решили перестраховаться и дополнительно усилили корабль сотней стальных рёбер по всему корпусу, добавили бронепояс на уровне ватерлинии для защиты от льда и даже заменили нос судна на ледокольный. Первый рейс танкера Манхеттен прошёл успешно, однако затем появились проблемы. Американские конструкторы не учли одной существенной проблемы.

Все мы знаем, что лёд скользкий, но почему так происходит? Такие его качества проявляются исключительно из-за воды на его поверхности. Когда лёд тает судно вроде Ленина легко скользит в проделанном канале между ледовых полей. В условиях Арктики, где высокие отрицательные температуры не редкость, стальной корпус едва протискивается сквозь сухой лёд, который словно наждачная бумага царапает судно. Для небольшого корабля такой эффект будет не очень значительным, однако танкер вроде Манхеттена просто-напросто безнадёжно застрял во льдах потеряв ход. Учитывая опыт американских конструкторов, немцы задумались построить похожий большой корабль для снабжения своих полярных исследовательских баз. Новое судно получило название Поларштерн или Полярная звезда. Спущенное на воду в 1969 году и имея в длину 120 метров, ледокол Поларштерн легко скользил между льдами из-за прослойки воды и воздуха которую нагнетали его машины производя данную смесь из забортной воды и окружающего воздуха.



Так с помощью четырёх прорывов в судостроении стала возможна постройка современного арктического танкера вроде судна Тимофей Гуженко. Однако не смотря на огромные размеры, этот корабль не непотопляем, к тому же 50 000 тонн нефти которые могут вместить его трюмы, могут привести к масштабной катастрофе в случае разлива. Вот почему уже с постройкой флагмана российского арктического флота - случился пятый прорыв - навигация. Оказывается разные виды льда из космоса выглядят по разному и даже имеют разное электромагнитное излучение. Используя точные спутниковые карты, а также данные системы атмосферной разведки и измерения магнитного поля Земли, Тимофей Гуженко может обходить районы с вековыми, твёрдыми как сталь льдами, быстрее находить прорывы в ледяном поле, чтобы выйти на наиболее безопасный и оптимальный маршрут.


Вам нравятся документальные фильмы Чудеса инженерии от канала National Geographic? У нас много таких! Достаточно открыть поиск по сайту чтобы посмотреть их все

Категория: Техника | Просмотров: 552 | Рейтинг: 5.0/5 от 1 чел.|


Понравился фильм? Поделись им с друзьями в контакте или на фейсбуке!
Расскажи о нас друзьям!


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Это интересно!

#Облако тегов

история Discovery Средние века Византия античность Англия Британия Рим древний мир путешествия Греция армия флот море космос исследования солнечная система марс Европа Юпитер древний египет Египет История древнего мира Вторая Мировая войны Россия земля Конец света война Австралия открытия США Катастрофы луна оружие СССР НАСА животные вода приключения Арктика природа Германия горы Астрономия звёзды 20 век наука жизнь пирамиды фараоны планета земля вторая мировая война планеты солнце люди вселенная BBC Китай Корабли человек Загадки истории археология Биология эволюция океан Динозавры National Geographic выживание медицина Север страны вулканы физика галактики Африка будущее техника Фантастика легенды города экология тайны Первая мировая война Израиль Восток инопланетяне Италия Америка строительство НЛО Венера культура индейцы азия еда загадки архитектура авиация технологии

Форма входа

Наш опрос

Нужна ли сайту группа в Контакте?

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0