Документальный фильм Космическая программа ЭкзоМарс. Проект ценой в миллиарды.

Изучение Марса человеком охватывает период в не одну сотню лет. Наши представления о красной планете радикально менялись на протяжении всего этого периода. Особенно бурно, это небесное тело стало привлекать к себе внимание учёного мира после того как итальянский астрономом Скиапарелли открыл марсианские каналы в последней четверти 19 века. Из-за несовершенства оптических приборов того времени, Скиапарелли принял за марсианские каналы цепочки из ударных кратеров. К тому же, сезонное изменение поверхности изучаемого объекта, добавило уверенности директору Миланской обсерватории. В его голове, тут же родилась складная гипотеза про то как марсианская цивилизация выживает в засушливом климате своей родной планеты. Научное сообщество и ведущие астрономы того времени во главе с Персивалем Лоуэллом, узнав об открытии итальянского астронома, были настолько воодушевлены этой находкой, что были просто уверены в том что марсианские каналы имеют искусственное происхождение.

Всё изменилось в 60-е годы 20 века - наконец началась долгожданная эра исследования космоса космическими аппаратами которые вывели изучение Марса на новый уровень. Американским АМС Викинг и Маринер открылась не марсианская цивилизация, но мёртвую и сухую планету с крайне тонкой атмосферой из углекислого газа, потухшими миллионы лет назад гигантскими вулканами и безжалостными песчаными бурями. После измерения Викингов - первых АМС, которые успешно приземлились на поверхности красной планеты, атмосферное давление на Марсе оказалось столь низким, что ни о каких марсианах не могло быть и речи. Для сравнения, марсианское атмосферное давление в 600-700 Паскаль наблюдается на Земле на высотах приблизительно в 30-35 км. Однако более детальные исследования показали что поверхность планеты куда более интересна чем оказалось на первый взгляд, мертвый казалось планетоид, подкидывал учёным новые интересные открытия, среди которых следы воды, огромные запасы водяного льда и даже наличие жидкой воды за пределами Земли в наше время в некоторых особо глубоких областях - таких как например бассейн Эллада.

Оказалось что в прошлом, третья и четвёртая планеты Солнечной системы были очень похожими друг на друга. Планета мифических марсиан Уэллса и Брэдбери, как и Земля сегодня, имела мощную гидросферу и плотную атмосферу с давлением схожим по плотности с тем, что мы имеем сегодня. Известно, что жизнь в океанах Земли возникла примерно в то время, когда красную планету покрывали океаны, возможно марсиане не были такими мифическими существами как казалось ранее, хоть скорее всего и не развились дальше формы бактерий. Если же жизнь на Марсе возникла в далёком прошлом, могла ли она сохраниться, хотя бы в примитивном виде до наших дней если океан на Марсе был её домом? Открытие метана в разряжённой атмосфере нашего соседа по Солнечной системе, сделала этот вопрос и поиски ответа на него крайне актуальными. На сегодняшний день, только США могут похвастаться успешной посадкой и работой на красной планете АМС и марсоходов.

Естественно другие страны и космические агентства хотели бы также проводить исследование Марса космическими аппаратами. СССР в прошлом имел несколько неудачных попыток посадок КА на поверхность планеты названной в честь римского бога войны. Китай и Индия выводили свои космические аппараты лишь на орбиту этого небесного тела. ЕКА потерпела неудачу в 2003 в своей первой попытке посадить спускаемый модуль Бигль. Вторая попытка с названием ЭкзоМарс, должна была стать более амбициозной чем проект МарсЭкспресс. Для нового проекта была выделена огромная сумма по меркам Европы - 1.2 миллиарда евро. К слову, это в 4 раза больше, чем вся предыдущая программа. Европа, не имеющая нужного ракетоносителя, обратилась за помощью к НАСА, которая имеет огромный опыт в исследованиях дальнего космоса. Однако в последний момент, США отказало европейцам в помощи. Новым партнёром ЕКА стал Роскосмос, что из этого вышло, расскажет этот документальный фильм