Вы сейчас здесь: Главная / Архив материалов / Открытия / #425

Документальный фильм История науки - В чем секрет жизни? смотреть онлайн

Рождение жизни - уникальное чудо, которое впервые произошло более 3.8 млрд. лет назад на Земле и полностью изменило планету. Каждую секунду, каждое мгновение мы можем наблюдать за рождением новой жизни, будь то новый маленький человек, распустившийся бутон прекрасного цветка или робкий росток зелёной травы пробивающийся сквозь асфальт. Жизнь прекрасна и удивительна, мы все с вами - живём, однако каков главный компонент жизни? Что отличает живую материю от неживой? Где та граница и главный компонент жизни, который сможет оживить и создать жизнь с нуля? В чём главное отличие живого от неживого? Вопрос того почему мы живём, волновал умы учёных не одно тысячелетие, вызывая громкие споры и дискуссии. Первую известную теорию о главном компоненте жизни выдвинул ещё древнеримский врач Клавдий Гален. Занимаясь лечением гладиаторов, Гален намеревался постичь смысл самой жизни чтобы лучше лечить своих подопечных. Его предшественник, как и другие римские врачи, старался устранить последствия, а не найти причину болезни, потому почти все его пациенты погибали. Гален, напротив, старался найти причину заболевания, чтобы искоренить проблему которая ответственна за последствия болезни. Проводя бессонные ночи в поисках ответа на свои вопросы, препарируя трупы животных и людей, Гален пришёл к выводу, что внутренние органы человека ответственны за многие функции организма. Во главе которого, этот древнеримский врач поставил печень. Клавдий Гален считал, что именно она ответственна за выработку крови, в которой обитают "духи" наполняющие организм жизнью.

Конечно же Гален ошибался и так и не нашёл главный секрет жизни, однако изучив организм человека и дав описание каждому органу, ему удалось сократить число смертей гладиаторов за время своей работы с ними с 60 смертей в год до 4. Благодаря своей концепции медицины, Гален стал очень известным и богатым человеком, а его концепция и вклад Галена в биологию были неоценимыми, потому теория этого древнеримского врача была господствующей на протяжении 1500 лет. Только в эпоху Возрождения, которая охватила Италию, а затем и весь западный мир после столетий тёмных веков, видение секрета жизни начало меняться. Всё чаще врачи позднего Средневековья, а затем и эпохи Возрождения, стали считать античную теорию Галена ошибочной и неполной. Однако положил начало этим сомнениям отнюдь не врач. Зерно сомнений о правильности представлений о человеке выросло из работ итальянского архитектора из Флоренции Филиппо Брунеллески. Именно этот архитектор, исследуя тело человека, открыл перспективу, которая изменила западное искусство эпохи Возрождения. Основываясь на его работах, в Падуе, Леонардо Да Винчи, создал своего идеального человека. На рисунке Витрувианский человек воплощал всё или почти всё что знали о человеке средневековые учёные. Идеи Да Винчи развили Ньютон и Галилей, которые уже воспринимали человека как единую систему, пытаясь собрать всё воедино. Джованни Борелли напротив, разложил организм человека на составляющие, представив его как гигантскую машину.

Новым этапом в исследовании тела человека стали опыты Луиджи Гальвани и Вильгельма фон Гумбольта, которые независимо друг от друга искали смысл жизни в электричестве. Гальвани открыл что каждая ткань человеческого организма выделяет небольшой заряд, а Гумбольт чуть позже провёл опыты с неживой тканью - мышцей умершего человека, заставив её сокращаться под действием электрических ударов. Казалось физика решила извечную проблему поисков главного компонента жизни и человеку стала подвластна сама смерть. Однако такие выводы были ошибочны. По всей Европе 18 века, как грибы после дождя, начали появляться учёные которые заявляли что оживят человека электричеством. Именно так появлся знаменитый роман Франкенштейн Мэри Шелли. Однако только в романе доктор Виктор Франкенштейн смог оживить электричеством неживого истукана, сделав из трупа огромного монстра. В реальности все опыты по оживлению людей были четны, электричество оказалось обычным физиологическим процессом в тканях человека, а не ключом к открытию тайны жизни и смерти. Вместе с тем 18 век стал моментом открытия такого важного прибора как микроскоп. Именно его изобрёл голландский естествоиспытатель Роберт Гук в конце 17 века. Посмотрев на срез дерева, Гук заметил удивительную структуру, которую назвал клетками. Однако Гук смотрел на мёртвое дерево, а потому сомневался живые ли клетки. Только с улучшением качества микроскопов, уже в 19 веке, польский эмбриолог Роберт Ремак сумел наконец разглядеть деление клетки. История открытие клетки поставило новый рубеж в спорах про главный компонент жизни.

Клетка стала новым ключом к возникновению жизни, однако как не старались учёные 19 века, что-то крупнее клетки они рассмотреть не могли. Изучение клетки из-за её прозрачного цвета и малого размера шло с трудом. Что же внутри неё находилось? Проблему решили немецкие промышленники, которые изобрели синтетические красители. Подмешав такой краситель в препарат с клеткой, учёные наконец смогли чётко увидеть органеллы клетки и даже заглянуть в её ядро. В ядре были найдены хромосомы. Названные в честь красителей которые помогли открыть их, хромосомы стали основой новой теории о ключе к открытию главного элемента жизни. Однако что скрывали сами хромосомы? Ответ был найден только через 50 лет бывшим физиком ядерщиком Морисом Уилкинсом, которого ждало невероятное открытие ДНК. Однако какова была её структура и что скрывали её нити? Год открытия ДНК был богат на находки, на этот вопрос смогли ответить коллеги новозеландского биофизика Уилкинса - Френсис Крик и Джеймс Вотсон, которые в 1962 году наконец разглядели спиральную структуру ДНК в одном из рентгеновских снимков ядра клетки. Расшифровав геном человека мы знаем что ДНК - это основа жизни. Мы нашли ответ на вопрос что является ключевым элементом всего живого, однако этот ответ принёс нам и разочарование. Современное представление о жизни гласит: ДНК - всего лишь набор инструкций, которые помогают создать жизнь, однако с помощью одной лишь ДНК жизнь не возможна. Современные открытия в биологии говорят что для жизни нужны все компоненты клетки, а значит ключевого элемента жизни просто напросто не существует, сама клетка и все её компоненты уникальный пазл для создания жизни, ведь отличия живого организма от неживого куда шире чем предполагали учёные прошлого.

Документальный фильм История науки - В чем секрет жизни?
Подробнее расскажет как история изменяла науку, а наука вершила историю. В этом документальном фильме мы подробнее узнаем историю того как учёные ещё со времён античности и до наших дней пытались отыскать главный компонент жизни, который позволил бы человечеству победить саму смерть и найти секрет вечной жизни.

Категория: Открытия | Просмотров: 351 | Рейтинг: 5.0/5 от 1 чел.|