Документальный фильм Начало Вселенной.

Как появилась Вселенная и всё вокруг нас? Этот вопрос волновал многих людей на протяжении не одного поколения в долгой истории человечества. Однако, официальная наука до последнего времени не имела представления как ответить на этот распространённый философский вопрос, который так или иначе возникает у любого человека во время его жизни. До 30-х годов 20 века в научной среде считалось, что мир, в отличии от богословских утверждений церкви, не был кем-либо создан и имеет какой-либо возраст, а был всегда и будет существовать вечно. Более того, может показаться невероятным, но ещё семь десятилетий назад, из-за отсутствия приборов должного качества, считалось что Вселенная ограничивается Млечным путём за которым царит непроглядная чёрная пустота вселенского вакуума, где нет по-сути ничего. Настоящий прорыв в научном представлении о мироздании связан с именами нескольких людей - главный из которых это американский астроном Эдвин Хаббл и бельгийский священник Жорж Леметр. Именно им принадлежит главная заслуга в понимании структуры и границы видимой Вселенной.

Работая в обсерватории Маунт Вилсон в начале 20-х годов 20 века, именно Хаббл доказал что ближайшая к нам большая галактика М31 или Туманность Андромеды является такой же как и наша. До наблюдений этого американского астронома считалось, что Туманность Андромеды - своего рода звёздная колыбель - горячая туманность, скопление газа принадлежащего Млечному пути. Изучая блеск цефеид Андромеды, Хаббл пришёл к выводу, что расстояние до этих переменных звёзд ни как не может быть меньше 1 миллиона световых лет и хоть его расчёты оказались заниженными почти в 2 раза, основная идея американского астронома была верна - известная Вселенная полна галактик и бесконечна в своём многообразии и размерах. Второй заслугой Хаббла можно считать популяризацию теории появления Вселенной - Большой взрыв - наиболее вероятную гипотезу о том как появилось всё в один миг. Работая во всё той же обсерватории в Калифорнии, Хаббла заинтересовал эффект Доплера - красноватое свечение которое имели большинство вновь открытых галактик в необъятном космосе мироздания.

Такое явление можно было объяснить всего лишь одним способом -  все объекты в космосе удаляются друг от друга и чем дальше они находятся, тем эта скорость больше. Так Хаббл пришёл к выводу о том, что возможно когда-то эти объекты находились намного ближе друг к другу или вовсе были одним целым. На несколько лет раньше, об этом написал бельгийский священник и теоретик физики - Жорж Леметр, назвав свою теорию Большим Взрывом, когда из одного атома материи в итоге родилась вся Вселенная которую мы видим вокруг нас. Однако Леметра не поняли его европейские коллеги. Сам Эйнштейн называл тории появления Вселенной и физику Леметра ужасной и горячо отстаивал идею стационарного и вечного космоса, введя в своё уравнение общей теории относительности - лямбда член или космологическую постоянную. Только таким изощрённым способом статическая Вселенная в которую так верила наука тех лет могла быть описана физическими законами настоящего мироздания.

Однако наблюдения Хаббла подтвердили правоту Леметра и ошибочность рассуждений Эйнштейна. Однако ещё целое десятилетие не было ясно из чего состоит Вселенная. Точку в этом вопросе поставила Сесилия Пейн - изучая спектр Солнца и других звёзд она доказала что эти светила состоят в основном из водорода. До неё считалось, что Солнце ни чем не отличается от Земли по составу и разогревается либо от метеоритных бомбардировок, либо от радиационного распада в своих недрах. Наблюдения Пейн и обоснование теории Большого Взрыва поставили точку в понимании мироздания как такового, ведь Большой взрыв легко описывал возникновение водорода и появление первых звёзд которые стали причиной появления более тяжёлых элементов из которых родилось всё что мы сегодня вокруг нас. Подробнее об открытиях и людях изменивших представления человечества о рождении и устройстве космоса расскажет этот документальный фильм компании BBC.

Категория: Космос | Просмотров: 862 | Рейтинг: 5.0/5 от 4 чел.|